Ваш город: Москва

Грэвел и циклокросс: какая между ними разница

Если вы начинающий или более менее опытный велосипедист, то вы, наверняка, осведомлены о том, что разновидностей велосипедов существует великое множество.
Отличить между собой МТБ (он же горный) и шоссейный велосипеды сможет, наверное, каждый.

Orbea Oiz — кросс-кантрийны двухподвесный МТБ велосипед.

Orbea Ordu — шоссейник для раздельных стартов.

Да, разница между двумя направлениями очень существенная, посему и велосипеды между собой различаются довольно сильно. Даже, если человек не будет знать о разделении на МТБ и шоссе, при первом же взгляде на незнакомый снаряд он сообразит, что данная техника совсем иная. Очевидно, же.

Совсем другое дело, когда перед глазами появляется два МТБ велосипеда из разных дисциплин, например, Orbea LAUFEY H30 и BMC Sportelite. Да, разница между ними есть, но на больших оборотах новичок может всё пропустить и они для него остануться одинаковыми.
Или два шоссейных велосипеда из разных дисциплин, например, Orbea ORCA M40 и BMC Teammachine SLR01. Эти велосипеда и вовсе, как братья близнецы, хотя разница между ними колоссальная, если разобраться.
Порой различия между двумя дисциплинами обнаружить совсем проблематично, настолько велосипеды между собой похожи.

Вот примерно такая же ситуация сложилась вокруг гравийников и циклокроссов, они похожи, как две капли воды, а народ, тем не менее, пояснений ждёт.

Кстати говоря, никто точно не знает, как правильно написать слово gravel на русском языке. Регулярно встречается следующие варианты: грэвел, гревел, грэвел, грейвл и даже грэвель. Мы и сами сомневаемся, вроде "грэвел" идет от слова гравий, "гревел" самый популярный вариант в Яндексе, но по правилам транскрипции gravel будет "грэвел". Короче говоря, мы будем использовать последний вариант.

Однако, прежде, чем мы перейдем к перечислению различий между грэвелом и циклокроссом, углубимся немного в историю. Так будет проще понимать специфику того или иного велосипеда.

Что такое циклокросс?

Циклокросс – это, прежде всего вид спорта. Первые соревнования были проведены во Франции в 1903 году. То есть, само направление развивалось, надо думать, за несколько лет до первой гонки.
Назывались соревнования в те далекие годы не иначе, как “погоня за шпилем”. Суть гонки заключалась в том, чтобы добраться из одного населенного пункта в другой наиболее коротким путем. Разумеется, речь шла о небольших поселениях, расстояние между которым составляет всего несколько километров. Разрешалось лазить через забор, переходить речки вброд, залезать в болота, таскать велосипед на себе – всё ради победы.
Причём тут шпиль? Дело в том, что выезжая на гоночную трассу (а ее, в общем-то и не было) велосипедисты ехали не по дорогам общего пользования, а как придется, лишь бы быстрее. Навигацию они осуществляли по самому высокому шпилю в населенном пункте, до которого они добираются.
Такая вот красивая легенда. В действительности версий зарождения циклокросса есть много, а где правда – неизвестно. Мне подходит и эта.
Популярность циклокросса стала расти, когда в 1910-м году победитель Тур де Франса заявил, что победой он обязан подготовке на гонках по циклокроссу.

В 1950-м году международная велосипедная организация UCI санкционировала проведение первого Чемпионата Мира по циклокроссу.

Популярность циклокросса в наши дни растет из года в год. Конечно, современные гонки проходят в другом формате, между городами гонщиков не гоняют. Для мероприятия выделяется участок грунтовой местности со слабыми намеками на дороги и тропинки. Протяженность трассы составляет 2,5-3,5 км, а сама гонка длится от 30 до 60 минут. То есть, народ гоняет по кругу.
Особенность гонок по циклокроссу заключается в том, что они проходят в ужасных условиях. Трасса скользкая, грязная, с лестницами, заборами, крутыми подъемами… если накануне прошел снег или дождь, то ценность такого мероприятия растет, так как сложность его становится выше. Да, и участникам интереснее.
Кстати, есть на трассе участки, которые необходимо проходить пешком. Хотя пешком ходят там чаще, чем встречаются эти участки, так как проехать не везде реально.

Увлекаются циклокроссом люди из разных велосипедных дисциплин просто потому, что это интересно, весело, увлекательно и куда полезнее, чем отсиживаться на диване в зимние или осенние выходные.
Тем более, гонка проходит максимум за 1 час, то есть, даже останется время на какие-то свои дела в этот день.

Велосипед для циклокросса называется, внезапно, циклокроссом. В народе также употребляется название “кроссовый”, а в сети интернет он еще обозначается, как CX.

Представляет из себя он шоссейный велосипед с зубастыми колесами. Это если грубо. Посмотреть на представителя циклокросса можно в лице BMC CROSSMACHINE CX01 TWO, например.
На самом деле шоссейный велосипед он напоминает только внешне и в большей степени благодаря гнутому рулю. В действительности между ними есть ряд существенных отличий.
Да, мы сейчас оттолкнемся именно от шоссейника, к грэвелу подберемся позже.

BMC CROSSMACHINE CX01 TWO 2019 года

Первое и самое важное отличие циклокросса от шоссейника заключается в геометрии рамы. Циклокросс предусматривает более прямую посадку, так как высоких скоростей там нет и аэродинамикой можно пренебрегать.
Кареточный узел на циклокроссе находится намного выше, чем на шоссейнике, так как необходима повышенная геометрическая проходимость велосипеда. Другими словами, каретку поднимают повыше, чтобы передние звезды не цеплялись за препятствия.

Удлиненная база на циклокроссе в большей степени позволяет получить больше места для грязи на колесах. С этой же целью раздвинуты шире, чем на шоссейнике, задние и передние перья.

Углы наклона рулевого стакана и подседела также отличаются от шоссейника, чтобы оптимизировать посадку. Напомню, она более прямая на циклокроссе, то есть, райдер сидит выше. Разумеется, наиболее важным здесь становится угол наклона рулевого стакана, так как от него зависит управляемость. На циклокроссе она (управляемость) острая, как лезвие бритвы.

Однако, нельзя не сказать, что геометрические показатели циклокросса от шоссейника могут отличаться не всегда. Всё напрямую зависит от производителя. Некоторые компании не гнушаются использовать одни и те же углы для грэвелов, циклокроссов и шоссейников. Ну, такие вот производители.

Верхняя труба на раме циклокросса делается плоской, чтобы велосипед было удобно носить на плече. Некоторые производители рам изощряются и даже делают специфический излом верхней трубы для того самого плеча.

Ранее, до пришествия в мир шоссе дисковых тормозов, циклокросс неминуемо выделялся своими кантилеверными тормозами. От шоссейных они максимально далеки и больше похожи на V-brake из МТБ. Суть этих тормозов в том, чтобы дать максимальный зазор для грязи и обеспечить оптимальную мощность торможения.
В настоящее время, когда дисковые тормоза плотно вошли в велоиндустрию, кантилеверные тормоза ушли с горизонта, так как по эффективности и практичности во многом уступают дисковым.

Трансмиссия в циклокроссе раньше применялась шоссейная перемешанная с МТБ. От шоссе манетки, от МТБ переключатель и кассета. Спереди нужна всего одна звезда, так как разгоняться на циклокроссе не очень-то получается – трасса не позволяет. К тому же, это снижает вес велосипеда, отчего его проще носить на себе.
В настоящее время на рынке появляются гравийные трансмиссии, которые также хорошо подходят и для целей циклокросса.

Ну, и колеса. Они, как это и полагается, обладают стандартным шоссейным размером 700с. Но не подумайте, что обода применяются те же. Совсем нет. Обода применяются от МТБ колес диаметров 29”. Да, и никак иначе, ведь здесь важна ширина обода и его прочность. Шоссейные не проедут гонку. Или проедут, но не всю.
Резина для циклокросса особая, она колеблется в диапазоне от 30 до 36 мм и очень зубастая. Некоторые производители покрышек выпускают специальные модели именно под циклокросс, хотя таких очень мало.

С циклокроссом разобрались.

Что такое гравийный велосипед?

Здесь за основу тоже придется брать шоссейный велосипед, чтобы понять что есть такое этот грэвел.

Вообще, велосипедная история начиналась с дорожных велосипедов. Гоночная жизнь людей начиналась с гонок по дорогам. Довольно быстро дорожный велосипед стал основой гоночных мероприятия, он стремительно развивался. Развивались комплектующие, менялась геометрия, форма руля, материалы колес, покрышек и рамы – всё менялось в угоду скорости. Так дорожный велосипед приобрел современные формы шоссейника, но не сразу. Ведь дорожные условия в начале и середине века оставляли желать лучшего, асфальт был роскошью. Даже знаменитые гонки Классики по сей день проходят по грунтовым дорогам на обычных шоссейниках, чтобы не забывать корни.
В какой-то момент стали появляться люди, которым комфортнее ездить только по хорошо укатанным асфальтированным дорогам. Также стали появляться люди, которые не представляли своей жизни без проезда по грунтовым дорогам.
Так произошло разделение велосипедов на шоссейные и МТБ, а происходило это примерно в 1970-1980-годы.
С шоссейниками всё ясно, они своей концепции не изменили. А вот МТБ велосипеды с тех пор значительно преобразились. На них стали устанавливать более широкие и зубастые покрышки, диаметр колеса стал сокращаться в угоду большей жесткости и прочности. В дальнейшем стали устанавливаться амортизированные вилки, позднее появились двухподвесные велосипеды.
Мы же остановимся на моменте, когда МТБ только-только стали отпочковываться от дорожных велосипедов. Вилки еще жесткие, руль все еще гнутый, покрышки стали жирнее, трансмиссия перестраивается под повышенные передаточные числа.
Ничего не напоминает?
Всё верно, грэвелы родом оттуда, из 70-80-х годов. Правда, на долгое время о них забыли. К тому же, МТБ велосипеды стали активно продвигать производители автомобилей в США, что оказало влияние на всю мировую индустрию.
Дело в том, что в те годы автоконцерны искали новый способ повышения продаж своей продукции. Покупателей они заманивали красивыми картинками, где семья, например, выезжает на личном авто на природу и… катается на МТБ велосипедах. Тем более, при покупке авто дилеры дарили новенький горный велосипед. Байки стали стремительно набирать популярность, так как у людей появилась альтернатива, теперь можно кататься не только по асфальту, но и где угодно вообще.

Гравелы не снискали своей популярности.

Возвращение гравийных велосипедов на рынок, тем не менее, началось в начале 2000-х годов очень потихоньку.
Сегодня грэвелы являются наиболее популярными велосипедами, которые бьют все рекорды продаж во всем мире. Происходит так потому, что шоссейники стали совсем шоссейными, а МТБ совсем МТБ-шными. Первые просят гладкие поверхности, вторые хорошо себя чувствуют в горах. Чего-то среднего и универсального не было. С течением времени разрыв между двумя полюсами увеличился и появилось место гравийникам. Посмотреть на представителя грэвела можно в лице Orbea TERRA H40, например. 

Orbea Terra H40 2021 года

Вот и получается, что грэвел стал золотой серединой, впитавшей в себя всё самое лучшее из шоссе и МТБ. Здесь и расслабленная геометрия, и высокая посадка, и гнутый руль, и относительно тонкие колеса, жесткая рама, неамортизированная вилка, шоссейные манетки с МТБ переключателями.
Получился вполне универсальный велосипед, который и по дорогам общего пользования поддерживает высокую скорость и грунтовых дорог не гнушается.

Важной и отличительной особенностью грэвела от всех других велосипедов является наличие собственной гравийной трансмиссии. Производители Shimano, SRAM и Campagnolo уже все имеют ориентированные на новое направление групсеты. Shimano и Campagnolo в своем ассортименте имеют групсеты разработанные исключительно под гравийные нужды, тогда как SRAM пока еще экспериментирует миксуя шоссейные манетки с почти МТБ-шными переключателями. Хотя и там много наработок направленных именно в гравийное русло.

С грэвелами разобрались. 

Отличие циклокросса от грэвела

Теперь, когда мы осведомлены о тонкостях каждого из велосипедов нам проще понимать и различия между ними.

Если коротко, то циклокросс предназначен сугубо для спортивных мероприятий осенью и зимой, это гоночный болид созданный не для повседневных покатушек по городу.

Гравийный велосипед, наоборот, создан для повседневных покатушек по городу и за его пределы в любое время года. 

Разница в назначении понятна.

Внешне отличать циклокросс от грэвела раньше было проще. Мы уже упоминали о кантилеверных тормозах, они давали представление о том, что за велосипед перед тобой стоит. В настоящее время оба варианта комплектуются дисковыми тормозами, граница размыта.

Трансмиссия в обоих случаях применялась комбинированная, а значит различать по этому признаку два велосипеда нелогично. Тем более, что оба велосипеда в настоящее время комплектуются одной звездой спереди и гравийными групсетами.

Правда, гравийные велосипеды иногда еще комплектуются шоссейными групсетами начального уровня и двумя звездами спереди. Всё же они предусматривают относительно высокие скорости на асфальте. По трансмиссиям, получается, отличить циклокросс от грэвела можно, но универсальным этот способ считать нельзя. Граница размыта.

Покрышки. Можно пробовать измерять диаметр покрышек и исходя из этого определять принадлежность велосипеда к циклокроссу или грэвелу. Но личные предпочтения каждого отдельного владельца могут размыть и эту границу. Владелец циклокросса поставит покрышку пошире с меньшим протектором, а владелец грэвела поставит покрышку потоньше с большим протектором. Граница размыта и здесь.

Руль у гравийника сильно отличается от шоссейника, у него дропы намного шире расставлены. Так делается для получения большего контроля над управлением в сложных дорожных условиях, что идеально подходит для циклокросса. Граница размыта.

Вилки (передние и задние) на обоих велосипедах расставлены довольно широко, чтобы вместить покрышки пошире и иметь необходимый грязевой зазор. Границы...ну, вы поняли.

Остается только геометрия, которую на глаз не очень-то удобно определять. Но и здесь, напомню, некоторые производители грешат единой геометрией для шоссейника, грэвела и циклокросса. На волне роста популярности грэвелов некоторые производители свои, некогда, циклокроссовые модели, спешно нарекают новым именем и продают, как грэвелы. Важно отметить, кстати, что поступают так производители с мировыми именами, а не какие-то местечковые.

Получается, что отличить грэвел от циклокросса практически нереально? Ну, не совсем.

Учитывая, что грэвелы ушли в универсальность, они стали теснить на рынке туринговые велосипеды, предназначенные для путешествий. Полностью их они, разумеется, вытеснить не смогут. А вот из коротких поездок на пару сотен километров вытесняют семимильными шагами. Рамы современных грэвелов усеяны множеством креплений на все случаи жизни.

Хотя, стоп. Есть же грэвелы, заточенные под более спортивный режим движения и там рама похожа на шоссейную или циклокроссовую. Получается и в этом случае нет четкой определенности.

Итог

Гравийный, циклокроссовый, МТБ и шоссейный велосипеды свое начало берут от дорожных велосипедов начала и середины века, посему они между собой часто очень похожи. Впрочем, МТБ изменился в лице сильнее остальных.
Туринговые велосипеды (туристические), кстати, тоже можно записать в эту когорту, им там самое место. Но говорим сегодня мы конкретно про циклокросс и грэвел.

Если точнее, то говорим о различиях между двумя велосипедами.

Как уже можно было понять, любой из них вполне реально собрать так, что отличий между ними практически не будет. То есть, увидев на велосипеде резину без протектора, нельзя точно сказать, что это грэвел. Может это циклокросс, переобутый для поездок на работу. Понимаете, насколько всё тонко?
С другой стороны, можно всё же выделить ряд особенностей, присущих той или иной дисциплине или чаще встречающихся на том или ином велосипеде.

Гравийник:

  • Много креплений для сумок, бутылок, баулов.
  • Рама часто изготавливается из стали, низкий вес не основная цель.
  • Покрышки часто устанавливаются без агрессивного протектора, чтобы обеспечить комфортное движение по асфальтированным дорогам.
  • Посадка более расслабленная, в отличие от циклокросса.
  • Управление более стабильное в сравнении с циклокрссом, что напрямую зависит от геометрии велосипеда.
  • Кареточный узел занижен.
  • Трансмиссия может применятся с двумя звездами спереди.

Циклокросс:

  • Рама выполняется голой, может размещаться одно крепление под бутылку с водой.
  • Верхняя труба рамы часто плоская, чтобы велосипед удобно было носить на плече.
  • Покрышки часто с ярко выраженным протектором для хорошего зацепа на грунтовых и сыпучих поверхностях.
  • Посадка более агрессивная, в отличие от гравийника.
  • Управление острое, для обеспечения максимальной маневренности.
  • Кареточный узел располагается максимально высоко.
  • Трансмиссия применяется преимущественно с одной звездой спереди.

Надеюсь, мы помогли вам разобраться в различиях между гравийным и циклокроссовым велосипедами.