Ваш город: Москва

Orbea Oiz 2023 - Создан чтобы летать!

Orbea Oiz 2023 издалека может показаться лишь небольшим обновлением уходящей модели, но если приглядеться, то можно увидеть тщательно проделанную работу. Oiz всё ещё выглядит кросс-кантрийным гоночным скакуном, которым и является, но в новейшей ипостаси он обзавёлся некоторыми ключевыми доводками геометрии платформы с теперь уже 120мм хода подвески.

Широкий ассортимент версий из алюминия, карбона OMR и карбона OMX позволяет выбрать новинку в ценовом диапазоне от €2,799 до €9,999. 

Угол рулевой снижен на 2 градуса до 67°, передний треугольник вытянулся до 450мм рича в размере М. Несмотря на увеличение хода подвески до 120мм, байк в сборе всё ещё весит менее 10кг при том, что рама стала жёстче для повышения эффективности педалирования в гору.

Нас пригласили в Страну Басков, чтобы погонять на полной скорости, выплёвывая лёгкие… то есть насладиться великолепными плавными испанскими синглтреками и оценить, насколько новый Orbea Oiz 2023 хорош. Далее вас ждут первые впечатления Джесси-Мэй Морган из портала bikerumor.com о катании на новинке, а также подробный обзор особенностей рамы, геометрии байка, реальных весов и, конечно же, цен на все одиннадцать версий.

Автор фотографий Росс Белл

Orbea Oiz 2023

Те из вас, кто уже знаком с Oiz могут знать, что вариант со 120мм хода подвески был доступен с 2021 года, хотя изначально рама проектировалась под 100мм и увеличение хода достигалось установкой амортизатора с большим ходом штока и более длинноходной вилкой. И некоторые гонщики кантрийной команды Orbea в самом деле предпочитали более длинноходный вариант, например, Исла Шорт.

Прислушавшись к отзывам гонщиков заводской команды Orbea KMC Factory Team, инженеры Orbea спроектировали новый Oiz специально под 120мм хода, постаравшись избежать связанного с этим повышения веса. Поразительно, но вес рамы остался прежним: рама из высококлассного карбона OMX в размере М весит всего 1739.3 грамма с амортизатором! Это вес окрашенной рамы, но без задней оси, зажима подседела, рулевой колонки и креплений флягодержателей, которых тут имеется два под две фляги внутри переднего треугольника.

Менеджер по ХС продуктам Андер Коррал взвешивает раму Orbea Oiz 2023 в размере М с амортизатором во время презентации нового байка

А что по весу байка в сборе? Байк продакт менеджера Андера Коралла показал на весах всего 9.98кг с педалями, флягодержателем и креплением для велокомпьютера. Это модель Orbea Oiz M-LTD на новых карбоновых колёсах Oquo MP30 LTD, которые сами по себе весят 1350г с ободной лентой.

Основная информация:

  • Байк: Orbea Oiz 2023
  • Предназначение: ХС, марафон, лёгкий трейл
  • Ход вилки: 120мм
  • Ход подвески: 120мм
  • Угол рулевой: 67°
  • Рич: 450мм в размере М
  • Длина перьев: 432мм
  • Реальный вес: 9.98кг (ML-LTD в размере М в полном сборе)
  • Материал рамы: карбон OMX, карбон OMR, алюминий
  • Цена верхней модели:  €9,999 / $10,499 / £10,499 (M-LTD)

Геометрия Orbea Oiz 2023

Кросс-кантри не смогло избежать тренда "длиннее, ниже, заваленнее", который охватил буквально все внедорожные категории велоспорта, вот и новый Oiz не остался в стороне. И хотя Orbea не стали слишком уж далеко уводить новый байк в категорию даункантри, но на довольно заметные 2° угол рулевой они всё же завалили по сравнению с прошлой ХС версией (версия TR с увеличенным ходом была на 1° заваленней версии XC). Теперь 120мм вилка стоит под углом 67° в паре с эффективным углом подседельной трубы 76.5°.

Все размеры от S до XL стали длиннее, рич в размере М вырос до 450мм, что на 15мм длиннее предыдущей модели в версии XC (100мм хода) и на целых 25мм длиннее версии TR (120мм хода). Длина перьев также немного подросла до 432мм на всех размерах, а высота каретки теперь составляет 333мм.

Высота стека осталась минимальна - 596мм, чего добились благодаря короткой 90мм рулевой трубе в размере М. С выносом минус 10°, идущим в комплекте со всеми моделями и размерами, посадка райдера получается низкая, по-гоночному агрессивная с хорошей загрузкой переднего колеса.

Восемь из одиннадцати анонсированных моделей сделаны из карбона, три оставшихся из гидрофомованных алюминиевых труб. И хотя в целом их геометрии одинаковы, алюминиевые версии получились чуть длиннее по базе из-за более длинных перьев (на 4мм).

Особенности рамы Oiz

Orbea выпускают Oiz 2023 в трёх версиях рам. При одинаковой геометрии, кроме удлинённых перьев алюминиевой версии, они отличаются материалами. Верхняя модель рамы изготавливается из высококлассного карбона OMX и идёт с карбоновым линком Fiberlink. В размере М с амортизатором Fox Float DPS i-Line она весит 1739.3 грамма (реальный вес).

Рама из карбона OMR весит чуть больше - 1950г, а алюминиевая с гидроформингом 2.7кг.

Старый линк Orbea Oiz справа, новый слева

Ключевые изменения рамы Oiz заметны в линке, который приводит амортизатор, и в форме верхних перьев. Линк изменился, теперь он обеспечивает 120мм хода подвески через амортизатор с большим ходом штока, но также инженеры поработали над его формой, чтоб сделать его жёстче без увеличения веса.

Новое верхнее перо слева против старого справа

Новый линк и верхние перья позволили поднять жёсткость заднего треугольника рамы на заметные 12%. Новый дизайн идёт в тренде концепции Orbea "power spine" (силовой хребет), когда усилия райдера максимально конвертируются в движение вперёд.

Компоновка подвески осталась прежней - однорычажка с линком и гнущимися перьями. Orbea вновь предлагает трёхпозиционную манетку Squid Lock на руле и амортизатор I-Line, чтобы дать райдерам возможность контролировать работу 120мм подвески прямо на ходу. Спроектирована система под принцип работы Fox "нажми для разблокировки", когда по умолчанию вилка и амортизатор заблокированы. Orbea Oiz рассчитан под вилку Fox 34 Step-Cast с демпфером FIT 4 и амортизатор Fox Float DPS i-Line.

Манетка Squid Lock позволяет управлять регулируемым подседелом и переключать режимы подвески: заблокирована, трейл, открыта

Рычага на манетке два, точнее даже три, если считать вертикальный рычаг дроппера: нижний горизонтальный переключает режимы подвески, верхний горизонтальный сбрасывает в заблокированный режим. В первом режиме вилка и амортизатор блокируются, во втором открывается вилка, амортизатор переключается в режим трейл, в третьем режиме открывается всё.

В главном офисе Orbea в Мальявии была представлена разрезанная рама, демонстрирующая проводку i-Line

И хотя мы не то чтобы сильно обрадовались внутренней проводке через рулевую, стоит признать, что иначе вся эта куча рубашек выглядела бы куда менее аккуратно, и что на стройном кросс-кантрийном скакуне такая проводка действительно выглядит оправдано. К тому же реализована проводка здесь довольно разумно, всё могло быть намного хуже: колечки рулевой здесь разборные, их не нужно насаживать через верх штока вилки для регулировки высоты положения выноса, а значит вам не придётся всё разбирать, перепрокачивать задний тормоз и проводить заново тросы переключения ради простой подгонки высоты посадки или если вы захотите поменять вынос.

Кабели заводятся в рулевую трубу через первое колечко под выносом и затем направляются в верхнюю и нижнюю трубы через специальное кольцо-проставку с вырезами.

Кастомная рулевая Acros SIC System также наделена встроенным ограничителем проворота руля Block Lock, как на хардтейле Alma, который не даёт повернуть руль более чем на 164°. Если вас смущает, что это может как-то сказаться на поведении байка на трейлах, то при таком угле поворота руля вы наверняка уже через него полетите, если, конечно, вы не Дэнни МакАскилл. Главная цель такого ограничителя - предотвратить повреждение верхней трубы манетками и тормозными ручками при падении и провороте руля.

Первые впечатления от катания на Orbea Oiz 2023

Для теста нового Oiz Orbea привезли нас в Бильбао. Дуг из basquemtb.com провёл для нас две 40км покатушки из винодельни Аринзано по великолепным корсиканским сосновым лесам. Рельеф варьировался от плавных синглтреков и прогонов по гравийным дорогам до скоростных открытых спусков и требовавших внимания крутых узких участков. Без доброй дозы техничных подъёмов, конечно, тоже не обошлось.

На это дело мне выдали Orbea Oiz 2023 M-Team с вилкой Fox 34 Step Cast с демпфером FIT4, амортизатором Fox DPS i-Line с манеткой Squid Lock Remote, собранный на группе Shimano XTR с карбоновым рулём OC Mountain Performance и карбоновыми колёсами Oquo MP30 Team, обутыми в покрышки Maxxis Rekon Race 2.4″. В стоковой конфигурации без флягодержателя он весил 10.4кг.

Предлагаемый диапазон размеров S-XL рассчитаны на райдеров высотой от 155 до 198см. С моими 163см я выбрала маленькую раму с ричем 425мм и 60мм выносом. Эта ростовка комплектуется шатунами 170мм и рулём 760мм, а в подседельную трубу длиной 380мм воткнут 100мм регулируемый подседел. Посадка получилась отличной, хотя лично для себя я бы чуть выше подняла вынос и обрезала руль до 740мм. Люблю кросс-кантри, но я всё же не гонщица -  предпочитаю чуть более вертикальную посадку для большего комфорта на длительных покатушках.

Руиз из Fox помог с настройками подвески, сэг амортизатора выставили на 26%, сэг вилки 23% с 1 проставкой в воздушной камере. Я вешу 60кг в экипировке, поэтому Руиз предложил настроить подвеску помягче, чтобы я могла выжимать из воздушных пружин побольше хода.

На выезде из винодельни нас ждала скоростная гравийная дорога, так что фотографам и гидам на електробайках пришлось попотеть, чтобы не отставать. В заблокированном режиме байк и в самом деле едет как хардтейл, набирает и поддерживает скорость очень легко. Конечно, накатистые Maxxis Rekon Race этому также способствуют.

Когда мы свернули на плавные тропы и пошли первые градиенты подъёмов, я оставалась на заблокированной подвесе. Но когда подъёмы стали круче и техничней, байк определённо лучше поехал уже на менее жёстком режиме. Манетка Squid Lock позволила мне одним нажатием приоткрыть амортизатор в средний режим Trail для лучшего сцепления и открыть вилку. Заметно помогала и меньшая высота открытой вилки - так было проще загружать переднее колесо на крутых участках подъёмов.

Хотя лично я бы и предпочла более высокую посадку для большего комфорта на длинных покатушках, но на техничных подъёмах мне бы это точно не помогло. Как всегда, всё дело в правильном балансе. Кстати, алюминиевые версии Oiz с большей длиной перьев должны лучше сопротивляться обезвешиванию переднего колеса на крутых подъёмах.

Педалируется Oiz при этом очень эффективно. Он прямо заставляет вас крутить всё сильнее и сильнее, даже когда в ногах, казалось бы, ничего уже нет. В режиме Trail подвеска успешно сопротивляется раскачке под педалированием и эффективно переводит ваши усилия в пройденные метры.

Стоит отметить, что часть спусков можно было отнести к категории "лёгкий трейл" и на них можно было бы смело катать на более длинноходных байках. Но я без проблем атаковала большую часть секций, отвергнув какие-либо сомнения. Угол рулевой 67° определённо можно считать заваленным для ХС байка, но он был очень кстати на крутых каменистых спусках и я уверена, что на всё более сложных трассах Кубка Мира он тоже будет полезен.

100мм хода регулируемого подседела вполне достаточно для предназначения байка

При торможении задняя подвеска немного зажимается, но на трейлах это не вызывает заметных проблем. Если не тормозить, то подвеска впечатляет мягкостью работы и вселяет уверенность на скоростных проходах плавных секций трейлов. Однако байк не назвать совсем тихим - порой слышно, как цепь бьётся о защиту пера, которая недостаточно глушит удары. На верхнем пере защиты нет, но и следов касания цепи после катания я там тоже не заметила.

Общий рич посадки 485мм (425мм рамы + 60мм выноса) позволил принимать удобное центральное положение на спусках, придавая мне уверенности не перетормаживать и позволять подвеске делать свою работу. Байк оживал на более гладких и плавных участках трейлов и катать на нём было сплошным удовольствием. Для меня ограничивающим фактором на спусках были скорее не геометрия байка или ход подвески, а недостаточная мощность двухпоршневых тормозов Shimano XTR, я больше привыкла к работе четырёхпоршневых.

Покрышки Rekon Race отлично подошли для сухих и пыльных троп Страны Басков, хотя для ребят, катающих в более влажных местах, я бы посоветовала выбрать комплект Maxxis Dissector/Rekon, который Orbea предлагают в своём кастомном конфигураторе.

За время двухдневного катания я немного поигралась с настройками байка. Так и не использовав все 120мм хода вилки на быстрых и сложных спусках первого дня, я вынула проставку из воздушной пружины, в попытке достать последние 20мм хода из вилки, пришлось ещё и давление снизить на 4 пси. Но даже так я не смогла использовать ход до конца, скорее всего, нужно было ещё подсдуть.

Сзади я смогла использовать практически весь ход штока амортизатора, раскрыв 120мм хода подвески. Судя по резиновому колечку, я дошла до самого конца, но жёсткого удара я не помню, так что до пробития подвески дело не дошло.

Под конец второго дня катания у меня появилась возможность невольно проверить блокировку руля Block Lock. Я на всём ходу залетела на спуск, случайно переключив подвеску в режим блокировки. Осознание пришло буквально за мгновение до момента, когда у меня снесло переднее колесо в рыхлом повороте, в результате чего я довольно серьёзно прилегла. Сама я оказалась в порядке, также и байк - руль вывернуло при падении, но он остановился на 164°, благодаря системе Block Lock.

Реальный вес Orbea Oiz 2023 M-Team в размере S

10.4кг!

Цена и доступность

Orbea Oiz M-LTD по цене €9,999. Из основных компонентов: рама карбон OMX, карбоновые колёса Oquo MP30 LTD, беспроводная трансмиссия SRAM XX1 Eagle AXS, регулируемый подседел Fox Transfer SL и подвеска Fox Factory.

Orbea Oiz M-Team стоит €7,999. Основные особенности: рама из карбона OMX, карбоновые колёса Oquo MP30 Team, группа Shimano XTR, регулируемый подседел Fox Transfer SL и подвеска Fox Factory.

Orbea Oiz M-Pro за €6,299. Из главного: карбоновая рама OMX, карбоновые колёса Oquo MP30 Team, группа Shimano XT/XTR, подвеска Fox Factory и регулируемый подседел OC Mountain Control.

Также есть версия M-PRO AXS за €6,999 на беспроводной трансмиссии SRAM GX Eagle AXS.

Orbea Oiz M10 за €5,699 включает раму из карбона OMR, подвеску Fox Factory, группу Shimano XT, карбоновые колёса Oquo MP30 Team и регулируемый подседел OC Mountain Control.

Orbea Oiz M11-AXS по цене €5,499 за раму из карбона OMR, подвеску Fox Performance, беспроводную трансмиссию SRAM GX Eagle AXS, алюминиевые колёса Oquo MP28 PRO и регулируемый подседел OC Mountain Control.

Orbea Oiz M20 за €4,799 собран на карбоновой раме OMR, алюминиевых колёсах Oquo MP28 PRO, подвеске Fox Performance, трансмиссии SRAM GX Eagle, тормозах Shimano M6100 и регулируемом подседеле OC Mountain Control.

Orbea Oiz M30 стоит €3,999 и предлагает карбоновую раму OMR, подвеску Fox DPS Performance, алюминиевые колёса, трансмиссию Shimano XT/SLX и регулируемый подседел OC Mountain Performance.

Orbea Oiz H10 за €3,699 может похвастать алюминиевой рамой с гидроформингом, подвеской Fox Performance, трансмиссией Shimano XT, колёсами Race Face AR30c и регулируемым подседелом OC Mountain Control.

Orbea Oiz H20 по цене €3,299 также собран на алюминиевой раме с гидроформингом труб, амортизаторе Fox DPS Performance, вилке Fox 32 Float Rythm, трансмиссии SRAM GX/NX и комплектуется дроппером OC Mountain Performance.

Orbea Oiz H30 за €2,799 включает гидроформованную алюминиевую раму, амортизатор Fox Performance, вилку Fox 32 Float Rythm, трансмиссию Shimano Deore, алюминиевые колёса и обычный подседельный штырь.

Что может быть особенно интересно для любого покупателя Orbea - это возможность кастомизации по программе MyO. Без дополнительной платы можно самостоятельно выбрать расцветку своего будущего Oiz, подобрав основной и вторичный цвета рамы, а также цвет декалей. Можно даже добавить свой текст на верхнее правое перо, чтобы было чего почитать людям, которых вы будете обгонять на трейлах. Причём Orbea не ограничивает текст цензурой, так что можно смело проявлять креативность. Все подробности по ценам и спецификациям можно посмотреть на сайте Orbea.

Автор обзора: Джесси-Мэй Морган, для портала bikerumor.com

Автор фотографий: Росс Белл

Автор перевода: Серж Расклад

С вопросами о заказе данного байка вы можете написать на почту orbea@uventasport.ru