Ваш город: Москва

Почему нельзя покупать Б/У велосипед

Допустим, вы решили покупать себе велосипед. Определенность с его типом пришла (МТБ, шоссейник, гравел, трек, двухподвес). Тогда перед покупкой остается определиться еще один раз, каким велосипед будет – новым или б/у.
Для кого-то вопрос даже не поднимается – только магазин, только новая техника.
Для кого-то же приобретение б/у техники кажется весьма перспективным предприятием.
Что ж, давайте рассмотрим все “За” и “Против”.

Преимущества покупки б/у велосипеда

Цена

Ну, конечно, цена на бывший в использовании велосипед всегда ниже стоимости нового, очевидно же. Часто на досках объявлений встречаются велосипеды простоявшие у хозяина несколько лет без дела. Получается, что почти новая техника продается вдвое дешевле (порядок ценообразования примерно такой). Если велосипед имеет на себе явные следы использования, то цены становятся еще приятнее.

Оборудование высокого класса

Чем старше велосипед, тем больше вероятность увидеть на нем топовое оборудование с приятным ценником. Все же знают, что групсеты высокого уровня катят лучше, переключаются четче и выглядят подороже. За стоимость нового велосипеда начального уровня вполне реально приобрести гоночную ракету собранную на оборудовании из редкоземельных материалов.

И… пожалуй, вот и все преимущества.

Недостатки покупки б/у велосипеда

Цена

Не удивляйтесь, да, ценообразование на рынке б/у техники далеко от какого-то порядка. Низкая или высокая стоимость не всегда будут показателями проблем или идеального состояния.
Слишком заниженный ценник на хороший велосипед заставляет призадуматься, так как происхождение велосипеда весьма сомнительно. Наличие велодокументов в наш век, когда все печатается на принтере за секунды, не стоят вообще ничего. Не верите? Зайдите в любой веломагазин и попросите показать паспорт, с которым велосипед отпускается. Вас сильно удивит простота его выполнения. Собственно, а что мешает злоумышленникам напечатать такой же?
Да, бывает, что людям срочно нужны деньги и они готовы снижать цену еще и еще… но кто проверит реальность их историй? Верить на слово? Ну, такое себе развлечение.
Кроме того, заниженная стоимость часто играет роль моральной компенсации владельца велосипеда. Чтобы совесть не сильно мучала после продажи, так как он знает о его скрытых проблемах, но предпочитает о них умалчивать. Вам же будет рассказывать, мол велосипед идеальный и все такое.
Редкий случай, когда хозяин лота открыто заявляет о проблемах, но такие случаются и их велосипеды продаются ооочень долго, ибо рисковать со сломанной техникой не все хотят.
Кстати, не лишним будет сказать, что с низкими ценами любят работать мошенники. Схема проста, вы им звоните, они говорят, что цена очень приятная, может, предлагают еще скидку, лишь бы быстрее забрали… а потом предлагают оформить сделку по полной предоплате. Жертва попадается на крючок, переводит деньги и больше не видит ни своих денег, ни велосипеда, ни призрачного владельца. Разумеется, речь идет о покупке по объявлениям из других городов.

На другом полюсе расположилась завышенная стоимость. Тут или владельцу подсознательно не хочется расставаться со своим велосипедом, либо выставил на доску объявлений, чтобы похвастаться. Вполне вероятно, что он просто неадекватно оценивает состояние техники и ее реальную рыночную стоимость. Перспектива есть только в том, чтобы посмеяться… и только.

Средний диапазон цен, как ни странно, тоже не всегда содержит адекватные предложения и также полон подвохов. Однако именно здесь и появляется реальная возможность подобрать себе что-то стоящее.

Оборудование высокого класса

Действительно, когда видишь, что оборудование на велосипеде уровня Shimano XT или XTR, то как-то сразу хочется стать его новым владельцем. Ценник же просто-таки горит.
Ценник горит, да, но как проверить состояние этого оборудования? Верить фотографиям или записанным видео? А вам точно все показали? А вы точно знаете, как оборудование этого уровня вообще должно работать?
Будьте уверены, что топовое оборудование зачастую стоит на велосипеде не просто так. Вероятнее всего, он был гоночным болидом, из которого выжимали все соки. Велосипед таковым не выглядит? Вполне возможно. А оборудование на раме точно с завода с ним идет? Понимаете, да?
Не скрою, встречаются люди, которые за умеренную цену продают топ и этот топ заслуживает, как своего звания, так и цены. Происходит так очень редко.

Какие еще недостатки в б/у велосипеде?

О, их море. Начать хочется мне с истории из веломастерской, в которой я трудился. Один из клиентов заказал на сайте объявлений велосипед. Человек высокий, рама редкого большого размера, искал долго, выбирал долго, всех все спрашивал. Прислали. Когда он привез его в мастерскую и увидел масштаб бедствия, то просто отказывался верить происходящему. Стоимость ремонта и замены запчастей ему обошлась в две стоимости велосипеда. То есть, заплатил трижды. Ребята, не менялась только рама и тормоза. Хотя с тормозами нам пришлось провозиться один полный рабочий день, так как это была гидравлика Avid. Довольно старая. И с завода в нее никто не заглядывал. Ручки после нажатия в исходное состояние возвращались очень неспеша. Устранились ли все проблемы тормозов с одной переборкой? Ну, что за вопросы? Конечно, нет! Работали ли они, как новые? Нет. За обслуживание была заплачена практически полная стоимость второго такого б/у комплекта. 

Рулевая колонка

Вообще, было бы прекрасно, если бы вам предоставили время, возможность и пространство заглянуть в каждый узел понравившегося велосипеда. Однако такой шанс выпадает зачастую только после покупки.

На фото нижний заржавевший нижний промышленный подшипник рулевой колонки.

На фото конусное кольцо рулевой колонки с насыпным подшипником. Видные четкие вмятины на беговой дорожке конуса, что является свидетельством пережатой либо разболтаной рулевой в прошлом.

На фото треснувший рулевой стакан на алюминиевой раме велосипеда.

Итак, если заглянув в рулевую колонку увидели ржавчину или замазанные следы коррозии на чашках – готовьтесь к замене рулевой колонки. Дорого она стоит? Да, в общем-то и не очень дорого. А менять вы ее умеете? Просто переставить колечки подшипников – не вариант. Изношенные чашки быстро износят новые подшипники. То есть, надо учиться устанавливать рулевую. Сложно это? Нет, конечно. Не сложно, когда есть специальный инструмент для демонтажа и пресс для монтажа.
Справляются люди без специального инструмента? Справляются. Раскалывают рулевой стакан… и справляются. Проблема же тут в том, что разлом рулевого стакана не обязательно вылезет во время монтажа. Можно оставить микротрещину, которая обязательно даст о себе знать в дороге. Правда, предупредительных сигналов и смс на телефон не будет.

На фото ржавая каретка извлеченная из рамы. Обратите внимание на коррозию резьбы, такую выкрутить сложно.

Каретка

Кареточный узел тоже несет в себе массу сюрпризов. Бывает так, что внешне идеальный велосипед имеет сорванную резьбу в каретке. Увидеть это при покупке невозможно, только если вам об этом не скажут. Как с этим бороться и как себя защитить? Никак, ребята. Будет сюрприз при очередном ТО. В лучшем случае, вам просто достанется убитая каретка, которая застучит через неделю и вы отделаетесь ее заменой. Про PressFit и кареточные узлы в карбоне вообще молчу, там всё сюрприз. Надо быть готовым, что стук кареточного узла в карбоновой раме не уйдет даже с новой кареткой. А значит это только, что внутри узла пошли расслоения карбона.
Стальная рама может вас подружить со стучащей и подклинивающей кареткой вообще навсегда. Другими словами, прикипает так, что открутить смогут даже не в каждой мастерской при наличии специального инструмента. Если открутят.

Тормоза

Да, уже упоминал о проблемных тормозах. Впрочем, бывают ситуации полегче, когда топовое оборудование начинает протекать в районе поршня ручки на руле. Лечится это переборкой ручки с заменой всех колечек, резинок, стопорных колец, толкателя и поршня. Шучу, ребята, не лечится.
Во-первых, набор ремкоплектов для тормозных систем велосипеда есть довольно мало. Во-вторых, не всегда ремкомплект решает проблему.
Протекающая ручка, о которой я говорил, из живого примера на оборудовании Shimano XTR. Ремкомплектов на эту систему не было, нет и не будет. Подобрать резинки как-то где-то можно. Но там проблема оказалась с глубокими царапинами на зеркале цилиндра. Как с этим бороться? Никак. В итоге, система прокачивается раз в месяц, если не чаще, так как через эти царапины регулярно подтягивается воздух. Лечится всё заменой ручки, но ценник…
Было также, что пришел велосипед на вид, как из магазина. В действительности, он простоял долгое время без движения, что было видно по его внутренностям. Рама карбоновая, колеса огненные, трансмиссия идеальная. Вилка и топовые тормоза на DOTе – внутри неработоспособны. Вилка заработать с первой переборки не захотела. Тормоза восстанавливались не один день. Итог, заоблачная стоимость ремонта.
Среднего уровня тормозные системы я не вспоминаю, но с ними все те же неприятности уместны. Даже сухие и свежие с виду тормоза могут содержать в себе ряд неразрешимых проблем, с которыми вам придется столкнуться вскоре после покупки.

На фото раскрошенные керамические поршни в тормозном калипере Shimano. Высока вероятность повреждения зеркала цилиндра, что приводит к замене калипера.

Говорить о неравномерном ходе поршней, о трещинах в них, о царапинах на зеркале цилиндра калипера вообще не приходится. Решаются такие проблемы долго и дорого. Тут можно поспорить, мол неравномерный ход поршней с переборкой и чисткой уходит. Да, уходит, если резинки на поршне нормальные и нет нигде царапин. То есть, вероятность успешного ремонта стремится к нулю.
Всё это было о дисковой гидравлике.
Модели тормозов на тросиках (дисковые или ободные) тайн в себе содержат меньше. Оценить их состояние намного проще, так как все элементы снаружи, все хорошо видно. Но это не избавляет от необходимости замены перебитой, например, рубашки, или загнутого где-то в середине троса. Хорошо, если он еще нержавеющий. Хорошо, если рубашки не гнилые внутри.

Колеса

Проблемные колеса и методы борьбы с ними потянет на отдельную статью. Попробую кратко изложить суть.
Ухоженные и вымытые с виду велосипедные колеса могут содержать в себе много интересностей, которые в момент покупки вы не обнаружите.
Попадание влаги внутрь втулок почти всегда означает их переборку. Вряд ли перед продажей кто-то сильно заморачивался и занимался обслуживанием. А если и занимались, то большой вопрос, как это делали. Вода же способна уложить на лопатки любые подшипники без регистрации и смс. Первое время такие колеса катят неплохо. Потом начинаются люфты, подклинивания, дискретное вращение оси… Да, лезем внутрь и меняем подшипники. Вроде бы не очень дорого. Но тут также, как с рулевой. Промышленные подшипники менять самому опасно, втулка можеть дать микротрещину. В лучшем случае, подшипники встанут несоосно и “прикажут долго жить” во время первого же выезда. Насыпные подшипники менять самому проще, но если с дефектом окажется чашка подшипника, то всё, втулка отправляется на переспицовку. Ах, да... и не факт, что вам удастся найти нужные конусы под насыпь, что также означает переспицовку.

На фото изношенный конус втулки колеса, частый гость б/у велосипедов.

На фото трещина на внутренней поверхности обода, на собранном колесе ее обнаружить невозможно.

С ободами не легче. На них тоже встречаются микротрещины, видные только под нагрузкой или при наезде на препятствия. Спицы с дефектами и трещинами тоже имеют место быть. Внешняя исправность обода частенько таит трещину во внутренней стенке обода, которая видна только при демонтированной покрышке. К сожалению, такое тоже приходилось видеть. Колеса красивые, выглядят, как новые, а снятие покрышки вскрыло такую вот “прелесть”. Купить новый обод под это колесо оказалось невозможным, так как модель снята с производства. Впрочем, поиски обода показали, что не продавались запчасти даже, когда колеса эти на конвейере стояли еще. Получается западня. Спицы алюминиевые, за их стоимость можно купить новый велосипед, продать невозможно, так как колеса редкие. Обод купить нереально даже за границей. Втулка редкая, под специфическую форму головок спиц и радиальную спицовку с одной стороны. Колеса классные, гоночные, легкие…и неремонтопригодные. Человек же покупал велосипед из-за этих самых красивых колес.

На фото трещины на ответной части барабана и сломанные зубья храпового кольца, при внешнем осмотре велосипеда такой нюанс увидеть невозможно.

Барабан задней втулки, конечно, как о нем можно не сказать? Самая загадочная часть колеса. Если втулки как-то худо-бедно еще можно осмотреть внутри при покупке, так как конструкция некоторых предполагает легкую разборку. То с барабаном сложнее. Да, есть конструкции, где и барабан снимается легко, правда. Там все увидеть можно. Чаще же встречаются конструкции, где снятие барабана возможно только при условии наличия специального инструмента. В таких, условно рабочих, втулках мне приходилось находить размолотые собачки храпового механизма. Из трех работала только одна. Получается, что один раз приложившись к педалям, рискуешь своим здоровьем и заклинившим приводом, так как предназначенная для трех собачек нагрузка полностью ложится на плечи одной.
Еще интереснее, когда барабан забит смазкой под завязку, что еще хуже. Допустим, летом такая втулка как-то будет работать. Самые же первые и не сильные холода приблизят переспицовку колеса. Дело в том, что обилие смазки означает, что собачки будут залипать в своих кроватях. Теплая погода располагает к их движению. Холодный воздух повышает вязкость густой смазки и собачки часто не успевают отлипать от своей кровати и вы получаете прокруты, а за ними сломанные собачки, и, снова, заклинивший привод. По опыту знаю, что наличие в барабане даже самой жидкой смазки (цепное масло) сильно отражается на скорости отстрела собачек из мест посадки, что проявляется в более тихом их цокании. Покупая б/у велосипед вы не можете знать, как там внутри обстоят дела. Узнав, скорее всего, захочется поменять хотя бы втулку.

Трансмиссия

Какой там чейнлайн должен быть на этой раме под эту трансмиссию? Какой должен быть люфт у заднего переключателя в месте крепления к петуху? А какой люфт должен быть у лапки переключателя? Люфт в параллелограмме переключателя это норма? Ролики переключателя как должны вращаться, а должны люфтить? Как должны выглядеть зубчики на новых роликах переключателей? Где купить ролики переключателя? Задний переключатель должен вращаться на оси в месте крепления к петуху? А изменение цвета металла петуха это норма?  А рамка переднего переключателя должна быть такой кривой? Как определить износ кассеты? Что делать, если все настроено правильно, а переключается плохо?

Хороший списочек вопросов, не так ли? Полный ли он? Нет, конечно. Исправимо ли все перечисленное? Ну, не всё, но исправимо. А это мы еще манетки не трогали.
В общем, важно понимать, что на велосипеде могли ездить много и долго, внешне переключатели будут выглядеть очень хорошо, без царапин от падений. Но износ на параллелограмме будет такой, что точности уже не добиться никак и никогда. Ремонту параллелограмм не подлежит. Вообще.
Бывает и такое, что велосипед перевозили в авто как-то неудачно и внешне свежий переключатель невозможно будет настроить. Ответ – искривление его геометрии. Но подождите. Сначала придется поменять тросики, потом рубашки, потом манетки, выровнять петух...и только потом обнаружить нарушенную геометрию переключателя. Да, ребята, такое тоже бывает.
Особенно интересные приключения ожидают владельцев несовместимого оборудования Shimano. Такое тоже случается. Все серии и все модели МТБ и шоссейных групсетов Shimano могут работать с компонентами друг друга. Кроме одной. Всего одной! И она попадается людям. Речь о Tiagra 47-й серии. Придется покупать на подмену только Tiagra и только этой серии, другие компоненты не подходят. Масштаб сразу появляется, не так ли?
Кривой петух только чего стоит… попытки его выровнять могут привести к долгим и нудным поискам такого же по всему миру из-за поломки, без преувеличений. И не факт, что такой найдется.
Передние звезды и шатуны тоже несут в себе сюрпризы от загнутых зубьев, до сбитой резьбы в шатунах. Ремонтируют шатуны? Ремонтируют, делают втулки-вставки. Однако все это стоит денег и вашего времени. А если стоимость системы не высокая, то чаще целесообразнее добавить немного денег и купить новое оборудование.

На фото треснувший шатун в районе крепления к оси каретки. Пропустить начало такой трещины на б/у велосипеде проще простого.

Про изношенную цепь молчу – это расходник. Хотя, если мы говорим и кассете и цепи на 11 скоростей, например, то замена такого комплекта встанет в копеечку. Про 12 скоростей говорить надо? А про электронные групсеты и неполадки с микропроцессорами и электромоторами?

Про манетки молчать не могу. В мастерской приходилось сталкиваться с тем, что с виду почти новые манетки внутри были изношены, как что-то очень древнее. То ли заменили внутренности, то ли с песком все работало – уже не важно, тут только замена. Встречаются варианты, когда внутри грязи столько, что она уже выполняет роль уплотнений. Вымывая весь песок и грязь сталкиваешься с тем, что все болтается и перестает работать. Нормально ли это?

Рама

Основа велосипеда – рама. Часто люди покупают весь велосипед только ради редкой или понравившейся рамы. Хорошо, если продавец честно говорит о том, что она была заварена по шву, например. А если не говорит? Тогда остается ждать сюрприз.
Как быть, если в раме есть микротрещины? Ответ всё тот же – никак. Вы никак не узнаете о трещине в подседельной трубе или нижней трубе, пока не нагрузите велосипед на все 120%.
Спойлер, пробовать нагрузить раму у стенки не вариант, не все трещины откроются. Какие-то открываются только в движении при специфическом изгибе во время педалирования или интенсивного торможения. Выход есть, требуется ультразвуковое обследование рамы, если говорим о металлах. Много мастерских вы знаете, где такое проделывается? В моем городе, например, ни одна мастерская этого не делает.

На фото трещина в районе заднего правого дропаута. Во время внешнего осмотра велосипеда перед покупкой такая трещина замечена не будет.

Карбоновые рамы еще интереснее. Микротрещины могут находиться под идеальной краской. Кроме того, под идеальной краской может находиться неграмотно сделанный ремонт рамы. Вместо сохранения структурной целостности плетения карбона ради экономии могли накидать шпаклевки и внешне все будет идеально. Идеально будет и на первых выездах. А дальше…
Когда у карбона есть плетение, как у обычной ткани, еще как-то можно довериться тому, что ремонт сделан грамотно. Но рамы делают и из прессованного не плетеного карбона? Как там обстоят дела с восстановлением структурной прочности? А как ремонт отражается на жесткости рамы?
А как отследить, что окрашенная рама не содержит зашпаклеванных замятий труб? Чем грозит вмятина на трубе? Разрушением в дороге. Как правило не на мягкой травке, а во время серьезных нагрузок на больших скоростях.

Вилка (амортизированная) и задние амортизаторы

Здесь, как и в других деталях, внешность весьма обманчива. Внутрь вилки или амортизатора вам вряд ли кто-то даст залезть. Мне встречались варианты, когда внутренности воздушно-масляной вилки были собраны из двух, если не трех, разных моделей от разных производителей. Как такую вилку ремонтировать? Никак, надо покупать 80% новых запчастей, что приводит к покупке новой вилки.
Бывает, что через какое-то время вилка теряет воздух, пропускает масло сверху и снизу, случаются заклинивания. Самое опасное, когда штаны вилки слетают с ног во время прыжка. Неплохая такая покупка. С виду вилка будет выглядеть шикарно, внутри могут быть прогнившие почти насквозь штаны, стертые покрытия ног, смешанное с водой и песком масло.

На фото сквозное отверстие в магниевых штанах амортизированной вилки, появляется вследствие наличия внутри влаги.

Вода со смазками вообще способна творить чудеса. Казалось бы, что ржаветь в вилке внутри нечему. Да, есть стальные ноги, но мы не о них говорим. Пусть это будет воздух-масло на алюминиевых ногах и магниевых штанах. Смесь масла с водой способна создавать удивительную жидкость, разъедающую магний и алюминий. Хотя все мы знаем, что эти металлы, априори, очень устойчивы к окислению.
Кстати, проблема гниения металла относится и к рамам. Неграмотно подобранная смазка способна уничтожить новую алюминиевую раму за пару недель. Посему, не пользуйтесь солидолами и литолами, они вступают в реакцию с водой создавая едкую среду.

Но как вы можете знать о качестве и составе смазок в б/у велосипеде?

На фото окислившийся под обмоткой алюминиевый руль шоссейного велосипеда. Внешний осмотр б/у велосипеда при покупке такой нюанс не вскроет. Прочность такого руля намного ниже положенного, высок риск получения травмы.

Седло, подседельный штырь, руль

В этих элементах проблем встречается меньше всего, но встречается и здесь. Мне попадался карбоновый подседел на дорогой раме. Все фирменное. Когда вытащили подседел он показался подозрительно тяжелым. Оказывается, для прочности внутрь него вбили другой подседел, диаметром поменьше. Очевидно, что боролись или с излишней его мягкостью, что вряд ли, или с появившимися тресками и щелчками, что вероятнее.
Потресканные рейлы седла, гниющий внутри руль от влаги, закипевший в раме подседел… все это бывает.

Заключение

Покупка б/у велосипеда это лотерея, в которой нет джекпота. Да, можно купить велосипед у друга, при условии, что вы точно знаете, что и как происходило с велосипедом, как он обслуживался, эксплуатировался и хранился. Однако и в этом случае невозможно себя оградить от перечисленных здесь проблем. Вполне вероятно, что даже ваш друг мог о них не знать.
Точно можно покупать б/у велосипед, если его принесли к вам в мастерскую и вы разобрали и перебрали все узлы и точно своими глазами видели все его “трещинки”. Тогда рискнуть можно. Хотя, если вы работаете в мастерской, то странно, что вы читаете эту статью.
Даже опытные мастера не в силах всё увидеть при внешнем осмотре, это просто невозможно. Б/У велосипед – это огромный риск своим здоровьем и финансовым благосостоянием.
Оно вам надо?

Вывод

Закрепим материал – оно вам надо? Будьте уверены, что список  перечисленных недостатков, скрытых неполадок и возможных неприятностей можно продолжать до бесконечности. Риск этот ничем и никак не оправдан.

Покупая же себе новый велосипед вы можете быть уверены в его компонентах, так как они прошли контроль качества на заводе. Бывают ли проблемы с новыми велосипедами? Несомненно! Часто? Нет. Как эти проблемы решаются? В период гарантийного обслуживания заводские браки устраняются за счет продавца. Гарантия на рамы, от некоторых производителей, предоставляется пожизненная (при условии, что у вас на руках остаются чеки о покупке и документы).

Зачем рисковать, если можно жить спокойно и время свое тратить на себя, а не на беготню за запчастями и по мастерским?
Велосипед – это удовольствие, прежде всего, а не выходные и отпуск в масле с ног до головы.